В Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты внесены изменения
Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 11 января 2018 года (за исключением отдельных положений), внесены следующие изменения:
- дольщики получили право голосовать за выбор способа управления многоквартирным домом в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию;
- управляющие организации (ТСЖ) теперь обязаны вести реестры собственников помещений многоквартирного дома. При поступлении в управляющую организацию (правление ТСЖ) обращения от инициатора общего собрания собственников помещения о предоставлении реестра собственников помещений, управляющая организация (ТСЖ) обязана в течение пяти дней предоставить данный реестр. При этом согласия собственников помещений на передачу их персональных данных в виде реестра собственников помещений инициатору собрания не требуется;
- инициатор общего собрания будет обязан передавать в управляющую организацию (ТСЖ) не копию протокола общего собрания (как это было ранее), а его подлинник. Полученный от инициатора собрания подлинник протокола общего собрания управляющая организация (ТСЖ) обязана передавать в орган жилищного надзора;
- ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК обязаны будут уведомлять органы жилищного надзора о начале и о прекращении своей деятельности;
- исключена норма, предоставлявшая потребителям жилищно-коммунальных услуг право не вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги при отсутствии в ГИС ЖКХ платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также задолженности по такой плате;
- управляющая организация обязана будет приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий Смоленской области (ранее было предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления не позднее чем через 30 дней со дня его подписания);
- управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана будет передать техническую документацию на многоквартирный дом вновь выбранной управляющей организации (ТСЖ, ЖСК), а в случае непосредственного управления таким домом одному из собственников (ранее было предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом);
- в случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома, полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок (ранее было установлено, что совет дома обязательно переизбирается каждые два года);
- управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны будут уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилого фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами;
- вводится пятилетний срок действия лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом с возможностью его продления;
- к лицензионным требованиям теперь относится отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
- срок направления в орган государственного жилищного надзора сведений о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области увеличен до 5 рабочих дней (ранее управляющая компания была должна сообщать в жилищную (ранее управляющая организация должна была сообщать в жилищную инспекцию об изменении перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом в течение 3 рабочих дней);
- полномочия по определению оператора государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства возлагаются на Правительство Российской Федерации;
- в статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые упрощают процедуру лишения управляющих организаций лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, будет также являться основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении органа жилищного надзора в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Также изменения коснулись ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в соответствии с которыми органы жилищного надзора будут, в том числе, контролировать соблюдение «требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения». Согласно новой редакции ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ у жилищных инспекций появятся дополнительные основания для проведения внеплановой проверки организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
К ним относятся: выявление органом жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; нарушения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ.